+7 (903) 637-07-89
или 780-789
Хребтова Елена Владимировна - логопед в Орле
Ваш ребенок плохо говорит?
Заказать обследование

Логопедические термины

Автоматизация (звука) – этап коррекции дефектного звукопроизношения, следующий за постановкой звука; направлен на формирование правильного звукопроизношения в самостоятельной речи. Суть процесса – постепенное, последовательное введение поставленного звука в слоги, слова, фразы; в самостоятельную речь.

Аграмматизм – нарушение процессов понимания, усвоения и употребления грамматических средств родного языка.

Аграфия - расстройство письменной речи , полная утрата способности к письму.

Акалькулия – нарушение счёта и счётных операций вследствие поражения коры головного мозга.

Алалия – нарушение развития речи у ребёнка. Подразделяют на моторную и сенсорную.
Алалия моторная - недоразвитие экспрессивной речи при достаточно сохранном понимании речи;
Алалия сенсорная - недоразвитие импрессивной речи, когда наблюдается разрыв между смыслом и звуковой оболочкой слов; у ребенка нарушается понимание речи окружающих, несмотря на сохранные слух и способности к развитию активной речи;

Алексия – отсутствие способности к чтению.

Амбидекстрия – умение пользоваться правой и левой рукой. Отсутствие ведущей руки.

Анамнез – обобщённые сведения, получаемые от самого обследуемого или родных, о ходе развития, условиях жизни человека, значимых событиях. Используется для установления диагноза, прогноза заболевания и выбора лечения.

Анартрия – тяжелая форма дизартрии, когда речь практически невозможна из-за паралича речедвигательных мышц, резко расстраивающего систему артикуляции.

Анкилоглоссия – укороченная подъязычная связка.

Аномалия – отклонение от нормы в структуре организма в целом или его частей (может быть врожденной и приобретенной).

Апоплексия – инсульт, острое нарушение мозгового кровообращения.

Апраксия – нарушение произвольных целенаправленных движений и действий при сохранении составляющих их элементарных движений.

Артикуляционная гимнастика - комплекс упражнений для органов артикуляции.

Артикуляционный аппарат – совокупность органов, обеспечивающих образование звуков речи (голосовой аппарат, мышцы глотки, языка, мягкого нёба, губ, щёк и нижней челюсти, зубы).

Артикуляция – деятельность речевых органов, связанных с произнесением звуков речи и различных их компонентов, составляющих слоги, слова. Сложный двигательный акт произнесения звуков речи.

Асфиксия – удушье, обусловленное кислородным голоданием и избытком углекислого газа в крови и тканях.

Атака звука – начало звука, момент его образования. Атака звука имеет важнейшей значение в голосообразовании. Мягкая атака делает голос бархатным.

Атаксия – расстройство или отсутствие координации движений.

Атрофия (гипотрофия) – нарушение или снижение объема ткани или органа, вследствие нарушения их питания, кровоснабжения или иннервации.

Афазия – расстройство (полное или частичное) речи вследствие поражения головного мозга.

Афония – отсутствие звучности голоса при сохранности шёпотной речи; непосредственная причина афонии – не смыкание голосовых складок, вследствие чего при фонации происходит утечка воздуха. Афония возникает в результате органических или функциональных нарушений в гортани, при расстройстве нервной регуляции речевой деятельности.

Афферентный кинестетический праксис (артикулема) – способность воспроизводить только изолированные звуки речи.

Аутизм – расстройство, возникающее вследствие нарушения развития головного мозга и характеризующееся выраженным и всесторонним дефицитом социального взаимодействия и общения, погружение в мир личных переживаний с ослаблением или потерей контакта с реальностью, утратой интереса к реальной жизни. Связан с психическими расстройствами.

Баттаризм – нарушение речи, при котором слова произносятся нечётко, в чрезмерно быстром темпе и не договариваются.

Брадилалия - речевое нарушение, выраженное в патологически замедленном темпе речи.

Гаммацизм – недостаток произношения звука [ Г ].

Голос - звуки, возникающие вследствие колебания голосовых связок при разговоре, пении, смехе и пр.

Высота голоса – физиологическое свойство речевого голоса, управляемое напряжением голосовых связок и частотой их колебаний. Раличают: высокий речевой голос – развитое головное звучание; низкий – развитое грудное звучание; средний – смешанное звучание.

Диапазон голоса – обьём звука, то есть интервал между самым высоким и самым низким звуком голоса. Голос с большим диапазоном звучания обладает гибкостью, подвижностью, переливами звука.

Полётность голоса - длительность звучания отдельных фраз, слов и звуков. Когда звук насыщен интонациями, слова произносятся эмоционально, ясно, чётко; речь оратора достигает дальних концов аудитории.

Тембр голоса - индивидуальная звуковая окраска, качество голоса.

Гидроцефалия – избыточное накопление спинномозговой жидкости в полости черепа.

Гиперкинез – автоматические насильственные движения вследствие непроизвольных сокращений мышц.

Гипертрофия - увеличение объёма органа (или ткани) вследствие увеличения размеров составляющих его клеток.

Гипоксия – пониженное содержание кислорода в тканях.

Грамматика – раздел языкознания, изучающий формы словоизменения, формулы словосочетания и типы предложений.

Грамматический строй – строение слова и предложения, присущее данному языку.

Дауна синдром – хромосомная болезнь, обусловленная трисомией по 21-й паре хромосом; проявляется олигофренией, мышечной гипотонией, недостаточностью эндокринных желез (особенно щитовидной) и своеобразным внешним видом больного: недоразвитием черепа, плоским затылком, косым расположением глаз, широкой уплощённой переносицей, полуоткрытым ртом, деформированными ушами, короткими пальцами.

Двуязычие – владение двумя языками.

Дебильность - лёгкая степень олигофрении, характеризующаяся примитивностью суждений и умозаключений, недостаточной дифференциацией эмоций, ограниченностью возможностей обучения, сниженной социальной адаптацией.

Деменция – приобретенное слабоумие; сниженность познавательной деятельности с утратой в той или иной степени ранее усвоенных знаний и практических навыков, затруднением или невозможностью приобретения новых.

Дефектология – наука о психофизиологических особенностях развития людей с психическими и физическими недостатками, о закономерностях их обучения, адаптации в социуме. Подразделяется на: логопедию, сурдопедагогику, олигофренопедагогику , тифлопедагогику.

Дефектолог – специалист с высшим образованием в области изучения, обучения, социализации людей с отклонениями в развитии. Как правило имеет специализацию:

Дефектолог-логопед – специалист с высшим образованием в области изучения, обучения, социализации людей с нарушениями речи.

Дефектолог-сурдопедагог – специалист с высшим образованием в области изучения, обучения, социализации людей с нарушением слуха.

Дефектолог-олигофренопедагог – специалист с высшим образованием в области изучения, обучения, социализации людей с нарушением интеллекта.


Дизартрия – нарушение произносительной стороны речи, обусловленное недостаточностью иннервации (снабжённости нервами) речевого аппарата.

Диафрагма – основная дыхательная мышца, разделяющая грудную и брюшную полость.

Диплегия - двусторонний паралич одноименных частей тела (например, обеих ног).

Дисграфия – специфическое нарушение процесса письма, при котором наблюдаются повторяющиеся ошибки: искажения и замены букв, искажения слоговой структуры слова и др.

Дискалькулия – специфическое нарушение обучаемости счёту.

Дислалия – нарушение звукопроизношения.

Дислексия – специфическое нарушение процесса чтения, проявляющееся в повторяющихся ошибках стойкого характера.

Дисфония – расстройство голосообразования, при котором голос сохраняется, но становится неполноценным (хриплым, слабым, вибрирующим). Возникает в результате органических или функциональных нарушений центрального или периферического происхождения.

ДЦП – детский церебральный паралич – группа заболеваний детского возраста, характеризующихся двигательными нарушениями, параличами, парезами, нарушением тонуса и гиперкинезами.

Допплерография – ультразвуковое исследование магистральных сосудов шеи и головы.

Задержка психического развития – временное отсутствие развития психики в целом или отдельных ее функций; нарушение нормального темпа психического развития, в результате чего ребёнок, достигший школьного возраста, продолжает оставаться в кругу дошкольных интересов.

Задержка речевого развития – замедленный темп психического развития, обусловленный различными причинами: от различного вида травм и болезней до педагогической запущенности.

Дети с ЗПР, в отличие от умственно отсталых детей, имеют потенциально сохранные возможности интеллектуального развития, но испытывают при обучении значительные трудности и этим отличаются от нормально развивающихся сверстников. Эти дети страдают различными нарушениями речи. При простой дислалии обычно нет необходимости в логопедическом массаже. Различные же варианты сложной дисалии более эффективно поддаются коррекции, когда наряду с традиционными методами исправления звукопроизношения применяется массаж артикуляционного аппарата.

Заикание – нарушение темпо-ритмической организации речи, обусловленное судорожным состоянием мышц речевого аппарата.

Имбецильность – средняя степень олигофрении, занимающая промежуточное положение между идиотией и дебильностью, характеризующаяся замедленным и непоследовательным мышлением, ограниченным словарным запасом, возможностью усвоения лишь элементарных навыков.

Импрессивная речь – восприятие, понимание речи. Устная импрессивная речь выражается в слуховом восприятии устной речи. Письменная – в зрительном восприятии текста (чтении).

Инсульт – вызванное патологическим процессом острое нарушение мозгового кровообращения с развитием стойких симптомов поражения центральной нервной системы.

Итерация – несудорожные запинки, повторы в речи.

Итерация физиологическая – повторение детьми некоторых звуков и (или) слогов, обусловленное возрастными несовершенствами деятельности слухового и речедвигательного анализаторов в период формирования речи в дошкольном детстве.

Каппацизм – недостаток произношения звуков [К], [Кь].

Контаминация – смешение , объединение в одно слово слогов, относящимся к различным словам.

Ламбдацизм – неправильное произношение звуков [Л], [Ль].

Логоритмика – система двигательных упражнений, в которых различные движения сочетаются с произнесением специального речевого материала. Логоритмика — форма активной терапии, преодоление речевого и сопутствующих нарушений путем развития и коррекции неречевых и речевых психических функций.

Логоррея – безудержный, бессвязный речевой поток, часто представляющий пустой набор отдельных слов, лишённых логической связи. Наблюдается при сенсорной афазии.

Логофобия – боязнь произнесения слов, страх речи.

Макроглоссия – патологическое увеличение языка; наблюдается при аномальном развитии и при наличии в языке хронического патологического процесса. При макроглоссии наблюдаются значительные нарушения произношения.

Микроглоссия – аномалия развития, малые размеры языка.

Миодистрофия Дюшенна – только у мальчиков 4-5 лет Проявления: Замена мышц сначала голеней, а с годами и всех других частей тела, на соединительную ткань, неспособную к сокращению. Прогноз: полная неподвижность и смерть, чаще во втором десятилетии жизни. Эффективные методы лечения пока не разработаны.

Моторика – двигательная активность организма, отдельных его органов или их частей.

Муковисцидоз – поражение дыхательной системы и ЖКТ. Симптомы: хроническое воспаление легких и бронхов в сочетании с поносом/запором, тошнотой. Лечение: препараты ферментативного ряда и лекарства противовоспалительного действия.

Мутизм – отказ от речевого общения при сохранности речевого аппарата; наблюдается при психических заболеваниях и у застенчивых детей.

Назализация – приобретение звуком (главным образом гласным) носового тембра вследствие опускания небной занавески и одновременного выхода воздушной струи через рот и нос.

Наследственная тугоухость — нарушение слуха, наследуемое в семье.

Нистагм – непроизвольные ритмические судорожные движения глазных яблок.

Нейросонография – ультразвуковое исследование головного мозга через родничок и височные окна.

Ноотропы – лекарственные препараты, улучшающие питание нервных клеток.

Общее недоразвитие речи (ОНР) – системное нарушение речевой сферы (звуковой стороны речи, фонематических процессов, лексики, грамматического строя речи) у детей с нормальным слухом и относительно сохранным интеллектом. У детей данной группы в большей или меньшей степени оказываются нарушенными произношение и распознавание звуков, словарный запас отстает от нормы, страдают словообразование и словоизменение, связная речь не развита.

Олигофрения – это врождённое или приобретённое в раннем возрасте слабоумие, обусловленное органической недостаточностью головного мозга.

Олигофренопедагог – педагог со специальным высшим образованием, осуществляющий обучение и воспитание умственно отсталых детей.

Онтогенез – совокупность последовательных морфологических, физиологических и биохимических преобразований организма от его зарождения до конца жизни.

Парафазия – нарушения речи, проявляющиеся в пропусках, замене или перестановке звуков и слогов в словах.

Парез – неполный паралич, ослабление или неполная потеря способности движений.

Патогенез – механизм развития конкретной болезни, патологического процесса или состояния.

Перинатальная энцефалопатия – нарушение функций головного мозга, возникшее во время родов либо непосредственно связанное с ними.

Персеверация – циклическое повторение или настойчивое воспроизведение, часто вопреки сознательному намерению, каких-либо действий, мыслей или переживаний.

Полтерн (спотыкание) — патологически ускоренная речь с прерывистым темпом. Является выражением внутреннего беспорядка мышления. Речь поверхностна и абстрактна по смыслу, в ней проявляются элементы аграмматизма и нарушений синтаксиса.

Прикус - взаимоотношение зубных рядов верхней и нижней челюстей при их смыкании.

Просодика – мелодико-интонационная сторона речи.

Ринолалия – патологическое изменение тембра голоса и звукопроизношения, образующееся в результате излишнего или недостаточного в процессе речи резонирования в носовой полости.

Риторика – теория и мастерство гармоничной речи.

Ротацизм - часто встречающийся недостаток в произнесении звуков [Р], [Рь] («картавость»).

Саливация - слюноотделение. Гиперсаливация – обильное слюноотделение.

Сигматизм – расстройство произношения свистящих ([С], [Сь], [З], [Зь], [Ц]) и шипящих ([Ш], [Ж], [Ч], [Щ]) звуков.

Синдром – закономерное сочетание признаков (симптомов), имеющих общий патогенез и характеризующих определенное болезненное состояние.

Синдром Шерешевского-Тернера (только у девочек). Маленький рост, низко посаженные волосы на затылке, в 13-14 лет отсутствие месячных. Легкое отставание умственного развития. Ведущий признак у взрослых — бесплодие. Кариотип - 45 хромосом. Отсутствует одна Х-хромосома.

Cиндром Клейнфелтера (только у мальчиков) - высокий рост (190 см+), непропорционально росту длинные руки, ожирение, женский тип телосложения, скудное оволосение, асоциальное поведение, дебильность. Ведущий симптом - бесплодие. Устанавливается чаще всего в период полового созревания. 47 хромосом — 47, XXY.

Синдром Патау. Симптомы: расщелина верхней губы или мягкого/твердого неба, аномалия глаз.

Синдром Вольфа-Хиршхорна - задержка роста, расщелины губы и нёба, широкий или клювовидный нос; асимметрия костей черепа, низко расположенные деформированные ушные раковины; гематомы кожи небольших размеров в области лица.

Синдром Эдвардса (дети, рожденные у пожилых матерей). Причина- наличие дополнительной 18-й хромосомы. Симптомы: низкий рост, маленький вес, аномалии мозгового и лицевого черепа, нижняя челюсть и ротовое отверстие маленькие. Глазные щели узкие и короткие. Мочка и козелок часто отсутствуют. Наружный слуховой проход сужен, иногда отсутствует.

Скандированная речь – речь по слогам, нарушение ритма речи.

Скрининг – быстрое исследование (диагностика), предваряющее углубленное, тщательное исследование (диагностику).

Словарь активный – наличие слов, которыми данный человек постоянно пользуется в своей речи.

Словарь пассивный – запас понимаемых слов.

Сопряжённая речь – совместное повторение двумя или более лицами произнесённых или написанных слов или фраз.

Спазмолитики – лекарственные вещества, снимающие спазмы сосудов.

Спонтанная речь – непроизвольная.

Ствол мозга – раздел головного мозга, находящийся между спинным и головным мозгом, обеспечивающий важнейшие жизненные функции.

Судороги клонические – быстро следующие одно за другим кратковременные непроизвольные сокращения и расслабления мышц.

Судороги тонические – продолжительные сокращения мышц вследствие однократного импульса.

Сукцессивный – последовательный.

Сурдопедагогика – наука о лечении, воспитании и обучении лиц с нарушением слуха.

Тахилалия – нарушение речи, выражающееся в чрезмерной быстроте её темпа, при полном сохранении остальных компонентов фонетического оформления, а также лексики и грамматического строя.

Тремор – ритмичные колебательные движения конечностей, головы, языка и т.д. при поражении нервной системы.

Фенилкетонурия – наследственное заболевание, проявляется в отставании психического и моторного развития, эпилептиформноподобных припадках, расстройствах работы ЖКТ, дерматитах. Физиология:аминокислота фенилаланин не усваивается организмом, и ее токсические концентрации отрицательно влияют на функциональную деятельность головного мозга и ряда органов и систем.

Фонастения – нарушение функции голосообразования без видимых органических изменений в голосовом аппарате. Симптомы: быстрая утомляемость и прерывание голоса, неприятные ощущения в горле при пении и речи.

Фонация – голосообразование. Нарушения фонации – от легкой охриплости до полного отсутствия голоса.

Фонема – звук речи – звукоразличитель. В русском языке 42 фонемы (6 гласных и 36 согласных).

Фонематический слух - способность к слуховому восприятию звуковой речи, фонем, умение различать звуки речи в их последовательности в словах и умение различать близкие по звучанию фонемы, имеет важное значение для овладения звуковой стороной языка

Фонетико-фонематическое недоразвитие – нарушение процесса формирования произносительной системы родного языка у детей с различными речевыми расстройствами вследствие дефектов восприятия и произношения фонем.

Фониатрия – раздел медицины, изучающий проблемы зубов и патологии голосовых связок и гортани, приводящие к нарушениям голоса ; методы лечения и профилактики нарушений голоса, а также способы коррекции нормального голоса в желаемую сторону. Нарушение голосообразования может возникать также вследствие определённых психологических расстройств. Решение некоторых проблем фониатрии тесно связаны с проблемами логопедии.

Хиттизм – недостаток произношения звука [ Х ].

Целиакия — хроническое наследственное полисиндромное заболевание. Повреждения слизистой оболочки тонкой кишки глютеном. Как правило, проявляется в 8 — 12-месячном возрасте ребенка или после инфекционного заболевания (кишечной инфекции, ОРВИ). Первые симптомы: эмоциональная лабильность, снижение аппетита, замедление темпов прибавки массы тела, учащение стула, увеличение живота на фоне снижения массы тела, истончение подкожного жирового слоя, снижение мышечного тонуса, гипотрофия.

Цервикальный – имеющий отношение к шее.

Церебральный – мозговой, принадлежащий головному мозгу.

ЦНС - центральная нервная система.

Экспрессивная речь – активное устное и письменное высказывание.

Электрофорез – метод введения лекарственных препаратов, основанный на применении постоянного тока малой силы.

Электроэнцефалография (ЭЭГ) – исследование биоэлектроической активности мозга.

Эмбол речевой – часть слова или короткое словосочетание, многократно повторяемое больным при попытке говорить. Является одним из речевых симптомов моторной афазии.

Этиология – 1) учение о причинах возникновения болезней 2) причина возникновения болезни или патологического состояния.

Эфферентная моторная – нарушение кинетической основы серий речевых движений.

Эфферентный кинетический праксис – это способность произносить серии звуков речи.

Эхолалия – непроизвольное повторение слышимых звуков, слов или фраз.

Эхоэнцефалография (ЭхоЭГ) – ультразвуковой метод исследования головного мозга, позволяющий оценить расстояние до срединных структур с обеих сторон, наличие гипертензии (внутричерепного давления).