+7 (903) 637-07-89
или 780-789
Хребтова Елена Владимировна - логопед в Орле
Ваш ребенок плохо говорит?
Заказать обследование

Этапы развития речи от рождения до трех лет.

Хотя взрослым кажется, что усвоение ребенком речи носит спонтанный, хаотический характер, — это далеко не так. Для детей разных стран и континентов характерна одна и та же хронология и последовательность в усвоении языка. Развитие детской речи до 3 лет традиционно разделяют на три основных этапа:

  • доречевой этап — от рождения до 1 года, который делится на период гуления и период лепета;
  • дограмматический этап первичного освоения языка — от 1 года до 2 лет;
  • этап усвоения грамматики, занимающий третий год жизни ребенка.

Предпосылки к усвоению языка являются врожденными. Находясь в утробе матери, ребенок слышит ее голос, а следовательно, получает информацию об особенностях родного «материнского» языка, на котором ему придется говорить в дальнейшем. А по какому пути идет овладение способностью говорить? Ребенок заявляет о своем появлении в этот мир криком. Затем единственной реальной возможностью поведать о том, что его беспокоит, становится плач. Заботливая мама способна по характеру плача судить о том, является ли он проявлением боли, голода или скуки.
Для того чтобы овладеть языком (понимать его и общаться на нем), ребенок должен, во-первых, находиться в так называемой «языковой среде» — иметь возможность слышать окружающую речь и, во-вторых, овладеть способностью воспроизводить звуки, звукосочетания, а затем и основные смысловые единицы языка — слова. «Критическим» периодом развития речи ребенка являются первые три года жизни. К этому времени он овладевает главными грамматическими формами родного языка, накапливает большой запас слов. Если же в первые три года не будет уделено должного внимания речи малыша, то в дальнейшем потребуется масса усилий, чтобы наверстать упущенное.
Развитие речи ребенка идет по двум направлениям. Это развитие понимания речи и развитие «активной», собственной речи как способности говорить, т.е. импрессивной и экспрессивной речи.

От рождения до 1 месяца.

Современными исследователями доказано, что новорожденный обладает способностью отличать речь от любых других звуков окружающей среды и поэтому по-иному на нее реагирует. Малыш отдает предпочтение голосу одного, особого взрослого — матери и очень быстро «обучается» живо и адекватно реагировать на выражение ее лица, на ее интонацию.
Дети более спокойны, когда слышат обращенную к ним негромкую речь. Поскольку ребенку трудно воспринимать обилие лишних звуков, специалисты советуют родителям выключать радио, телевизор, магнитофон в момент общения со своим малышом.

1—3 месяца

В этот период организуется система нервных клеток, ответственных за зрение. Ребенок начинает различать звуки, узнавать голос мамы. К концу второго месяца малыш уже умеет смеяться и гулить, издавая нежный, низкий гласный звук в ответ на обращенную к нему речь. К трем месяцам — умеет отличать голос мамы от голосов других женщин. Полезно рассматривать с ребенком яркие картинки, разговаривать с ним.

Малыш до 3 месяцев:

  • пугается резких звуков или хлопков, произведенных на расстоянии 12—15 см от его уха;
  • просыпается или двигается во сне от громких звуков;
  • плачем реагирует на пугающий его громкий звук (грохот, лай собаки);
  • наоборот, перестает плакать или замирает, услышав неожиданный звук;
  • успокаивается, услышав приятные звуки, смех;
  • прислушивается к вашему голосу;
  • вступает с вами в «разговор», воркуя в ответ на ваши слова;
  • звуком выражает желание взять или отдать вещь;
  • проявляет интерес к контрастным звукам, реагирует на изменение высоты и громкости вашего голоса.

3-6 месяцев

В этом возрасте ребенок учится в основном за счет зрения. Его внимание привлекают движущиеся предметы. Разговаривайте с малышом, показывайте ему в книгах все более сложные картинки, на которых изображены реальные предметы (лучше пользоваться детскими изданиями).
Малыш от 3 до 6 месяцев:

  • узнает голос матери или любого другого близкого человека, постоянно ухаживающего за ним;
  • слушает звуки, которые издает сам (крик, чмоканье губами, плач, прищелкивание языком); в одиночестве гулит, смеется, лепечет, испытывая при этом удовольствие;
  • поворачивает голову в сторону источника звука; ,
  • постепенно начинает воспринимать ритм, интонации, частоту и долготу звуков;
  • любит слушать музыку;
  • перестает двигаться, услышав новый для него звук.

6-7 месяцев

Ребенок узнает, что такое причинно-следственная связь, для чего служат те или иные предметы. В возрасте 5—6 месяцев малыш может сочетать гласные с согласными, образует цепочки звуков, типа «ба-ба-ба», «да-да-да», «га-га-га» — начинает лепетать. По звучанию эти интонированные цепочки напоминают настоящую речь, поэтому зачастую мамы склонны принимать их за первые осмысленные слова, хотя это не так. Делая что-нибудь, объясняйте ребенку свои действия, например: «Вот видишь, я нажала ручку, и дверь открылась» или «Я повернула кран, и полилась вода».

7—9 месяцев

Ребенок может связывать достаточно отдаленный звук со знакомым человеком. Когда раздается звонок в дверь, скажите ему, кто пришел, и т.п.
Малыш от 6 до 9 месяцев:

  • определяет местоположение источника звука, поворачивает голову, когда слышит звук справа, слева, спереди, сзади;
  • знает свое имя и реагирует на него;
  • опускает голову к звуку, источник которого находится ниже уровня его глаз;
  • лепечет, произносит цепочки слов, похожие на настоящие слова;
  • имитирует звуки и интонацию;
  • пытается отвечать маме, когда она с ним заговаривает;
  • понимает значение простейших слов («да» — «нет»);
  • слушает разговор людей;
  • различает по именам членов семьи (даже когда не видит перед собой человека, имя которого называют);
  • умеет играть в «Ладушки» и «Ку-ку».

9—12 месяцев

Лепет малыша становится богаче и разнообразнее, а после появления первых настоящих слов постепенно затухает. Ребенок способен воплотить в жизнь некоторые «теоретические знания», сочетая свои способности к восприятию с двигательными навыками. Помогите ему включить свет или открыть кран. Малыш от 9 до 12 месяцев:

  • проявляет интерес к звучащим предметам и игрушкам;
  • указывает рукой на хорошо знакомые предметы или людей, которых ему называют;
  • имитирует большое количество звуков;
  • поворачивает голову к источнику звука во всех направлениях;
  • произносит одно-два осмысленных слова, состоящих из одного или двух слогов (дать, мама, баба) или представляющих собой усеченные формы более длинных слов (например, агу — огурец, ма— маленький).


Развитие речи ребенка второго года жизни

К концу первого года жизни ребенок пытается вслез за взрослыми повторять отдельные слова. Девочки начинают говорить раньше на 8-9-м месяце жизни, мальчики позже на 11-12-м. Первые слова, которые произносит ребенок, как правило, МА-МА, ПА-ПА, БА-БА, ДЯ-ДЯ, ТЕ-ТЯ, АМ-АМ и т.д. Все существительные употребляются  в именительном падеже и единственном числе.

К получтора годам ребенок попытается связать два слова: "Мама! Дай!", усваивает повелительное наклонение глаголов: "ИДИ!", "ДАЙ!", "ПОЛОЖИ!", выражающих его желание и, потому, имеющих для него важное значение. Месяца через два появляются формы множественного числа: КИСКА - КИСКИ. К двум годам жизни активный словарь ребенка включает до 1000 слов.

Поскольку он уже задает первый .вопрос: «Что это?», он усваивает названия многих предметов, и в начале второго года жизни слова становятся для него сигналами соответствующих предметов: ЭТО СТОЛ, ЭТО ЛИСА. Одновременно запоминаются и названия действий: ДАЙ, ВОЗЬМИ, ПОКАЖИ, ПОЛОЖИ.

Развитие речи ребенка третьего года жизни

На третьем году жизни начинается важнейший этап в освоении родного языка — овладение грамматической структурой. Грамматически речь детей еще далека от совершенства. Нередко они путают предлоги, падежные окончания, допускают ошибки в согласовании слов, нарушают их порядок в предложении. Родители могут помочь справиться с этими трудностями. Так, мама, играя с дочкой, проговаривает все, что делает кукла Катя: «Катя села НА стул. Катя спряталась ЗА стул. Катя вышла ИЗ-ЗА шкафа. Катя легла в постель. Катя залезла ПОД стол. Катя вылезла ИЗ-ПОД стола».

Расширение и увеличение словарного запаса способствует закреплению вновь появляющихся звуков. Некоторые дети к трем годам овладевают правильным произношением всех звуков. Но чаще они еще не произносят шипящие звуки (ш, ж, ч), а также сонорные (л, р). Речь недостаточно отчетлива, чиста по звучанию, она как бы смазана, смягчена (барабан — БА-ЛЯБАН, горка — ГОЛЬКА). Часто дети смягчают свистящие звуки (сани — СЯНИ, зайка — ЗЯИКА), заменяют шипящие — свистящими (шайба — СЯИБА, жаба — ЗЯБА) или звуками т-д: шуба — ТЮБА, жук — ДЮК. Нарушения звукопроизношения объясняются недостаточным развитием артикуляционного аппарата: малой подвижностью языка, губ, нижней челюсти. Обратите внимание, правильный ли прикус у вашего малыша? Не выдается ли вперед нижняя или верхняя челюсть? Если у вас появились сомнения, обязательно покажите его врачу — ортодонту, так как, например, от прикуса зависит чистота произношения.