+7 (903) 637-07-89
или 780-789
Хребтова Елена Владимировна - логопед в Орле
Ваш ребенок плохо говорит?
Заказать обследование

Дислексия

Дислексия - это частичное нарушение процесса чтения, проявляющееся в стойких и повторяющихся ошибках чтения, обусловленных несформированностью высших психических функций, участвующих в процессе чтения.

Виды дислексии:

  1. Фонематическая дислексия - этот вид нарушения чтения наиболее распространен у младших школьников.  Фонематическая дислексия связана с недоразвитием функций фонематической системы. Одна фонема отличается от другой множеством смыслоразличительных признаков (н-р,  твердость - мягкость; звонкость - глухость; способ и место образования и т.д.) Изменение одной из фонем в слове (косы - козы; дом - том - ком) или изменение последовательности (липа - пила) приводит к изменению смысла.
       Чаще всего ребенок с этой формой дислексии смешивает на слух звуки, отличающиеся одним смыслоразличительным признаком (ц-с; с-ш; ж-ш).
       Отмечается также:
    • - побуквенное чтение;
    • - искажение звукослоговой структуры слова (пропуски букв, вставки, перестановки звуков, слогов.)
  2. Семантическая дислексия (так называемое механическое чтение). Проявляется в нарушении понимания прочитанных слов, предложений, текста при технически правильном чтении. Нарушение понимания прочитанного обусловлено двумя фактами: трудностями звукослогового синтеза и нечеткостью представлений о синтаксических связях внутри предложения (когда слова в процессе чтения  воспринимаются изолированно, вне связи с другими словами предложения).
  3. Аграмматическая дислексия. Чаще всего наблюдается у детей с системным недоразвитием речи. При этой форме дислексии наблюдается:
    • - изменение падежных окончаний и числа существительных («у товарищах»);
    • - неправильное согласование в роде, числе и падеже существительного и прилагательного («интересное сказка»);
    • - изменение окончаний глаголов 3-го лица прошедшего времени.
  4. Оптическая дислексия. Проявляется в трудностях усвоения и в смешениях сходных графических букв. Смешиваются буквы, отличающиеся лишь одним элементом (В-З; Ъ-M); буквы состоящие из одинаковых элементов, но различно расположенных в пространстве (Т-Г; Р-Ь; П-Н-И).
  5. Мнестическая дислексия. Эта форма дислексии проявляется в трудности усвоения букв. Ребенок не знает, какая буква соответствует тому или иному звуку.

Уважаемые, родители! Коррекция дисграфии и дислексии наиболее успешна на раннем этапе ее развития. Профилактика – еще более эффективная мера, позволяющая предупредить эти  расстройства.